Квест-игра "Знатоки родного языка"
21 февраля отмечается Международный день родного языка. Каждый народ - это уникальная культура, история и традиции. Прививать любовь к своей культуре и родному языку необходимо с детства, ведь язык - это такой символ культуры, который ничем не заменить.
В нашем детском саду прошла квест – игра «Знатоки родного языка» с ребятами старших и подготовительных групп. Ребята познакомились с таким малоизвестным праздником, как Международный день родного языка.
Квест – игра погрузила ребят в мир красоты и богатства нашего языка. Дети получили свою карту с маршрутом - заданиями. На каждом этапе квеста ребят ждали интересные испытания: речевая игра «Антонимы», где дети называли слова противоположные по смыслу; дидактическая игра «Найди звук в слове», «Раздели слова на слоги»; мозговой штурм «Из чего сделано», «Доскажи пословицу», «Разгадай ребусы»; творческое задание «На картинку посмотри, что увидел - расскажи».
Дети с энтузиазмом выполняли каждое задание, проявляя свои знания, смекалку и умение работать в команде. За каждое выполненное задание они получали букву, а в конце квест - игры составили из этих букв слова «Родина», и «Россия».
Квест-игра прошла в атмосфере радости, веселья и познания. Дети не только получили массу положительных эмоций, но и расширили свои знания о родном языке, почувствовали его красоту и значимость.




Консультация – практикум для родителей
«Развитие навыка самоконтроля в процессе автоматизации звуков дома»
Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Чтобы процесс автоматизации поставленного звука не затягивался во времени, над поставленным звуком должен работать не только логопед, но и родители. Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты и правильности выполнения домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков.
В связи с актуальностью данной темы мною была проведена консультация-практикум для родителей на тему: «Развитие навыка самоконтроля в процессе автоматизации звуков дома».
Родителям было предложено ощутить себя на месте детей и принять участие в занятии по автоматизации звука через игры. Основной смысл представленных игр и игровых приёмов состоит в том, чтобы выработать у детей умение контролировать собственную речь. И довести новое правильное произношение звука до автоматических движений.
Результат занятий во многом зависит от того, насколько удаётся превратить скучную работу над звуком в совместную и увлекательную игру.
Игры «Волшебный мяч», «Назови ласково», «Я заметил», «Волшебные очки», «Слово – шаг», «Узнай по описанию», «Весёлый мячик» помогают повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, развивают фонематический слух, учат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге делают речь детей богаче и разнообразнее.
Они могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, в праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня и самое главное - по дороге домой, чтобы не отвлекаться вечером от домашних дел!
Играйте со своим детьми в речевые игры! От того, насколько качественно построена работа по автоматизации звуков в речи будут зависеть навыки грамотного письма в школьном периоде, скорость овладения навыками чтения, а значит успешность адаптации детей в школе.


Международный день распространения грамотности
День грамотности отмечают 8 сентября во многих странах мира, в том числе в России.
Международный день распространения грамотности — это праздник, который напоминает о важности получения знаний и постоянного развития, начиная с детского сада.
Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с ребенком следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки.
Международный день грамотности отмечают те, кто уже давно «грызет» этот гранит науки или только начинает познавать ее азы.
Для воспитанников старшей и подготовительной группы прошёл праздник «Юные грамотеи». Ребята путешествовали вместе с Незнайкой в страну «Грамотейка». Они упражнялись в отгадывании загадок, словообразовании, расшифровывали дерево пословиц, играли в интересные игры: «Выбери картинки», «Что каким бывает?», «Измени предложение». Проведенное мероприятие показало ребятам, что никогда не стоит забывать о собственной грамотности, всегда необходимо ее повышать. Учить стихи, читать книги, тренировать память, развивать внимание и быть любознательными. Наши грамотеи справились успешно со всеми заданиями.
Поздравляем всех с Днем грамотности, с Днем чистого слога!


Поздравление выпускникам
Вот и подошел к концу очередной учебный год. Май месяц на исходе. В течение года мы вместе с ребятами стремились к красивой, правильной речи. Этот путь был не прост, но для большинства он пройден успешно.
Выпускной утренник – это прекрасная возможность подвести итоги коррекционной работы в непринужденной, праздничной атмосфере. Это, прежде всего, праздник, на котором дети с гордостью демонстрируют свои достижения, получают положительный эмоциональный заряд, проявляют творческие возможности и личностные качества.
Будьте смелыми ребятами, счастливыми детьми, неизменными мечтателями и первооткрывателями. Всем успехов и чистой речи!
Спасибо родителям, которые оказали огромную помощь, активно помогая детям справиться с речевыми проблемами!
Но все же настал расставания час,
Откружился по саду последний их вальс!
Дом наш любимый, родной детский сад,
В школу своих провожает ребят!

Отчёт о проведении родительского собрания
«Путешествие в страну Грамматики»
В старшей группе «Ягодки» прошло родительское собрание с показом занятия по подготовке к обучению грамоте с детьми для родителей. На занятии были показы элементы работы с детьми – артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика. Дети выполняли тренировочные упражнения, игры на развитие фонематических процессов, навыков языкового анализа и синтеза. Родители познакомились с формами работы на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
Итогом мероприятия стало выполнение всех задач, а именно:
- Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
- Расширить представление родителей о речевом развитии детей.
- Познакомить с речевыми играми и для их использования в домашних условиях.
- Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей и обучению грамоте в современных условиях.
Такие открытые занятия - отличная возможность для родителей стать участниками образовательного процесса, понаблюдать за развитием ребёнка и получить рекомендации специалиста. Я рада, что наше путешествие в страну Грамматики вдохновило и детей, и взрослых...

Отчёт о проведении родительского собрания
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит, среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток,
И восклицать:
- О! Как же ты красива.
1 марта в средней группе «Ягодки» было проведено родительское собрание на тему «Развитие связной речи детей в детском саду и дома как средство повышения родительской компетенции».
Одной из основных задач по развитию речи является развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребёнка: правильность звукопроизношения, богатство словарного запаса, владение грамматическими нормами речи, её образность и выразительность.
Воспитатели группы Шиянова О. В., Бондарева Т.П. и учитель-дефектолог Гетманская И.Ю. обсудили с родителями, какие задачи должны решаться по развитию речи и какую роль в развитии связной речи ребенка имеет семья.
Учитель - дефектолог Гетманская И.Ю. провела с родителями творческие игры по развитию связной речи. Эти игры могли бы быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня. Они стимулируют речевую активность детей, пополняют и расширяют словарь, чтобы дети в свободном общении с родителями могли излагали свои впечатления. Родителей заинтересовали советы по развитию связной речи, которые были даны в ходе блиц – опроса.
В конце встречи родителям была предложена памятка «Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста в условиях семьи».
Родители поделились своими впечатлениями о проведённом мероприятии.

Тематический вечер, посвящённый «Международному дню родного языка»
21 февраля в старшей группе «Ягодки» был проведен тематический вечер с детьми и родителями, посвящённый «Международному дню родного языка». Воспитатели группы рассказали детям о том, что у каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и язык, познакомили с понятием «родной язык».
Родители представили национальные костюмы, поприветствовали детей на русском, казахском, кумыкском, азербайджанском языках. Ребята узнали, что Россия – это большая страна, в которой живут люди разных национальностей, имеющие свой язык. Но объединяет всех русский язык – родной для всех жителей нашей страны.
Для того чтобы убедиться в многообразии, богатстве русского языка, учитель-дефектолог провела с детьми игры «Отгадай загадку», «Звуковой поезд», «Подарки для мышат», «Из какой книги сказочный герой», «Пословица недаром молвиться», весело и задорно дети с родителями и педагогами играли в хороводную игру «Ниточка за иголочкой».
В игровой форме дошкольники узнали много нового и интересного. Мероприятие прошло в тёплой, уютной атмосфере и закончилось чаепитием с вкусными национальными блюдами.
Подобные мероприятия – повышают интерес мальчишек и девчонок к культуре своего народа, а также расширяют и углубляют их знания о родном языке, о своей Родине.
19 ноября ежегодно отмечается «Международный день дефектолога» — профессиональный праздник специалистов психолого-педагогического сопровождения.
Дошкольный период детства – важнейший период в жизни каждого человека. В это время маленький человек знакомиться с окружающим миром, делает первые открытия, ищет ответы на многочисленные вопросы «почему», «зачем» и «как», получает первые необходимые знания. Но иногда бывает, что в силу индивидуальных особенностей ребенка, познавать окружающий мир малышу гораздо сложнее. И вот тогда на помощь ему приходят учителя-дефектологи. Это специалисты – помощники в развитии детей.
Работая в детском саду учителем-дефектологом, оказываю консультационную помощь родителям и помогаю детям. Одним из важнейших направлений своей работы является своевременная квалифицированная помощь дошкольникам с нарушением речи, создание адаптивной развивающей среды для детей, позволяющей в системе осуществлять многофункциональный, комплексный подход для коррекции и развития детей.
В преддверии праздника «День дефектолога» 17 ноября в нашем детском саду прошёл интересно и с пользой для детей. Учитель-дефектолог Гетманская Ирина Юрьевна, провела открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для педагогов детского сада. Дети с большим интересом приняли участие в выполнении заданий на занятии. Ведь оттого, как ребёнок освоит основы грамоты, зависят его успехи при обучении в школе. И в завершении путешествия в мир звуков дети группы «Ромашки» поздравили учителя-дефектолога и сделали открытки своими руками.
Детей не просто воспитать!
Тут нужен труд, тепло, внимание!
Здесь мало просто много знать,
Важна не должность, а призвание!

«Логопедическая ритмика или развитие речи с помощью движений»
С каждым годом растёт количество детей с различными нарушениями речи. Поэтому необходимо искать новые, эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Учитывая это, в нашем детском саду организованы занятия по логоритмике. В 2023-2024 учебном году их посещают дети старших и подготовительных групп. Учитель-дефектолог Гетманская И.Ю. и музыкальный руководитель Кошиль О.Г. проводят занятия один раз в неделю по средам.
Основополагающий принцип проведения занятий - взаимосвязь речи, музыки и движения.
Педагоги в логоритмические занятия включают следующие элементы:
- Чистоговорки;
- Пальчиковую и дыхательную гимнастику;
- Фонопедические упражнения;
- Песни и стихи;
- Музыкальные игры;
- Артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики;
- Упражнения самомассажа;
- Упражнения на релаксацию.
Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы.
В результате проведения логоритмических упражнений у большинства детей наблюдается положительная динамика, улучшилась моторика рук, координация речи с движением, формируется плавный выдох, совершенствуются движения органов артикуляции. Занятия по логоритмике очень важны для каждого ребёнка.
Это весело и интересно!

Отчёт о проведении родительского собрания
в старшей группе
В группе «Ягодки» прошло родительское собрание, на котором была освещена важная тема: «Специфика, особенности, роль семьи в преодолении речевых нарушений». Гетманская И.Ю., учитель-дефектолог, поделилась ценными советами и знаниями о том, как родители могут помочь своим детям преодолеть речевые нарушения. Познакомила родителей с задачами развития речи на новый учебный год.
В начале родительского собрания было проведено упражнение «Мамина рука».
Потребность в родительской любви самая сильная. Ведь дети – самое дорогое, что есть в жизни родителей. Мамы обвели свою ладонь и написали имя своего ребёнка, расшифровав буквы имени, отметив качества характера своего ребёнка. А в центре ладошки приклеили символ – кем является ребёнок в семье. Эти подарки были вручены ребятам на первом занятии. Дети были рады получить нежные и добрые ладошки мамы с тёплыми словами.
Ирина Юрьевна, рассказала об особенностях образовательного процесса в ДОУ, что с 1 сентября начали работать по адаптированной образовательной программе ДО разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ТНР.
Одним из главных аспектов, на который обратила внимание, является формирование правильного отношения к речевым нарушениям у ребенка. Рекомендовала родителям ненавязчиво исправлять неправильное произношение. Поощрять и поддерживать детей, помогая им постепенно улучшать свою речь.
Для родителей учитель-дефектолог подготовила буклет «Что такое ОНР 2 уровень речевого развития», были проведены игры на развитие фонематического слуха «Поймай звук», «Повтори ряд слогов в том же порядке», «Твёрдый – мягкий»
Конечно же, именно сотрудничество учителя – дефектолога,
воспитателей и родителей определяет успешность всей коррекционной работы и способствует скорейшему преодолению речевых нарушений, а также позволяет родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей.
Поэтому было принято решение на дальнейшее сотрудничество и взаимопонимание.


