МКДОУ 

"ДЕТСКИЙ САД   № 4

МО " АХТУБИНСКИЙ РАЙОН"    

  

Р  е   ч  е  ц  в  е т и к

 

 

        Профессия  особая,  к  фонемам  приспособлена,

  Не  педагог, не  медики,  а  синтез  всех  наук.

              С  логопедией  связаны, они  речь  лечить обязаны,

      Специалисты  классные - заметят  всё вокруг!

 

Учитель-логопед высшей квалификационной категории   

Потапова Светлана Васильевна


 

 Логоритмика или развитие речи с помощью движений

         Чем обычно занимаются дети в детском саду? Активно двигаются, поют, учатся правильно говорить. Логопедическая ритмика или логоритмика — это возможность заниматься всем этим сразу, развивая моторику, речь, слух и умение двигаться координированно.

Занятия логоритмикой требуют от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, помогают ребятам становиться более раскрепощенными, эмоциональными. И все это совершенствует умственные процессы ребенка.

С каждым годом растёт количество детей  с различными нарушениями речи. Поэтому необходимо искать новые, эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Учитывая это, в нашем детском саду организованы занятия по логоритмике.

В 2023-2024 учебном году их посещают дети старших и подготовительных групп. Учитель – логопед Потапова С.В., учитель-дефектолог Гетманская И.Ю. и музыкальный руководитель Кошиль О.Г. проводят занятия один раз в неделю по средам.

         Основополагающий принцип проведения занятий - взаимосвязь речи, музыки и движения.

        Педагоги в  логоритмические занятия включают следующие элементы:

Чистоговорки;

Пальчиковую и дыхательную гимнастику;

Фонопедические упражнения;

Песни и стихи;

Музыкальные игры;

Артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики;

Упражнения самомассажа;

Упражнения на релаксацию.

        Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы.

В результате проведения логоритмических упражнений у большинства детей наблюдается положительная динамика, улучшилась моторика рук, координация речи с движением, формируется плавный выдох, совершенствуются движения органов артикуляции.Занятия по логоритмике очень важны для каждого ребёнка.

Это весело и интересно!

         

"Умники и умницы" 

16 мая 2023 года на базе  МКДОУ «Детский сад № 4 МО «Ахтубинский район»  состоялась, ставшая уже традиционной, интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Целью конкурса было: развивать способность к поиску и решению заданий в условиях конкурса, закреплять умение сопоставлять,  анализировать, делать выводы, развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе.

В ходе мероприятия решались следующие задачи: активизация и развитие познавательной активности дошкольного возраста;  закрепление полученных знаний и умений; поддержание интереса к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с познавательным содержанием;  поддержание настойчивости, умение точно следовать инструкции, целеустремлённости, взаимопомощи, находчивости и смекалки; активизация творческого воображения, фантазии, развитие логического мышления, зрительного внимания.

В этом году соревновались воспитанники подготовительных групп с ОВЗ.

В интеллектуальной  игре приняли  участие дети – выпускники детского сада:

Беличенко Артём, Ворволев Николай, Гладченко Виктория, Евдошенко Роман, Коваленко Артём, Репин Егор, Степанова Полина.

Игра началась с представления команд, каждая из которых подготовила свои эмблемы и девизы. Наша команда называлась «Умники». Команда соперников «Знайки». Юные интеллектуалы, с радостью пробовали свои силы в состязаниях по знанию познавательного, речевого, художественно-эстетического, социально-коммуникативного,  физического развития. Ребята выполняли задания на индивидуальных бланках, проявляя при этом внимательность и точность, аккуратность и быстроту действий.

В промежутках между этапами проводились танцевальные паузы, с помощью которых дети смогли отдохнуть и получить массу положительных эмоций от взаимодействия друг с другом.

Участие в интеллектуальной игре дало ребятам возможность  почувствовать собственные силы,  проявить  свои интеллектуальные способности, знания и умения.

     Все конкурсанты продемонстрировали не только знания, полученные на занятиях, но и свой собственный кругозор. Кроме того, дети приобрели замечательный опыт участия в соревновательных групповых формах работы.

В конце конкурса были подведены итоги, где победителями вышла  наша команда «Умники», занявшая  первое место, второе место заняла команда соперников «Знайки». Победители были награждены грамотами и призами.

 

 

 

 

 

 

Семинар-практикум 

В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше, решить более трудные задачи, чем самостоятельно.

Л.С.Выготский

14 марта 2023 года учитель – логопед Потапова Светлана Васильевна провела семинар-практикум для родителей старшего возраста  «Звуковой анализ слова»

Цель: повышение компетентности родителей в вопросе проведения звукового анализа слов с дошкольниками.

Задачи:

1. Сформировать у родителей представления об особенностях развития навыка звукового анализа;

2. Познакомить:

- с методами и приёмами овладения звуковым анализом;

- с играми по формированию навыка звукового анализа.

3. Заинтересовать родителей в проведении специальных игровых упражнений.

         Родителям были предложены игры для работы над звуковым анализом слов:

Игра «Поймай звук».

Предложить хлопать в ладоши только тогда, когда они в словах услышат заданный звук.

Игра «Три слова».

Учить самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова. «Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: утка, уши, узел (У); арбуз, автобус, ананас (А); лодка, ласточка, луна (Л).

Игра «Выделение звука».

Выделение звука из прочитанного стихотворения, не забывая про приём интонационного выделения.

Игра «Цепочка слов».

Учить ребёнка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.

Игра «Где спрятался звук?» показ разных звуковых линеек. (сорока, поезд с вагончиками) Задание: определить местоположение звуков в словах.

Игра «Твёрдый – мягкий» Надо определить, с какого звука начинается слово. Если первый звук в слове твёрдый, проводим линию к синей части изучаемой буквы, если мягкий – к зелёной.

Звуковой анализ слова «ЛИМОН»

 

  

     Консультация для родителей «Мнемотехника - средство развитие связной речи дошкольников»

    Консультация "Обучение рассказыванию"

    Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях

        

  Итоговое занятие 

Подошёл к концу учебный год. Учитель-логопед с детьми подготовительной группы провела итоговое занятие по совершенствованию лексико –грамматических категори  и развитию связной речи.

             Цель: закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по развитию речи.

        Обучение на занятиях осуществляю с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом. Наглядным материалом служат натуральные  предметы,    игрушки, картинки, также использую разнообразные карточки-задания, перфокарты, дидактические игры.

Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствовали успешному усвоению грамматического строя речи.

 

Тематический отчет к дню Победы.

       Есть события и даты, которые глубоко отпечатались в истории всего человечества. О них пишут книги, сочиняют стихи и музыку. Главное же - о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям.

      Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашисткой Германии. Память о ней должен сохранить каждый россиянин. В День Победы - 9 мая чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался в живых.

Занятия учителя - логопеда по теме «День Победы» направлены на развитие интереса и уважения к героическим событиям прошлого, боевой славе русских людей.

Использую в своей работе упражнения для развития мелкой моторики, заучивание пословиц о храбрости и смелости героев-солдат, лексико-грамматические игры и упражнения, мнемотаблицы для заучивания стихотворений, серии сюжетных картин для составления рассказа по изучаемой теме.

 

 

 «Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным

– вот главная задача первоначального обучения» (К. Ушинский)

5.02.2020 года учитель – логопед Потапова Светлана Васильевна провела открытое занятие для МО учителей - логопедов и воспитателей детского сада по обучению грамоте старших дошкольников.

Цель:закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.

Моя задача, как учителя-логопеда, раскрыть перед детьми сложные понятия такие как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук», что позволит ему быть успешным при обучении в школе.

В моей логопедической практике на помощь приходят дидактические игры. В игре часто сложное становится понятным и доступным. Педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда у него появится желание много узнать и добиться результата. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей легко, без принуждения.

   

  «Слушай, выбирай, выкладывай» Перед ребёнком картинки со сходными по звучанию словами (бак, мак, лак; бочка, почка, дочка, точка; дом, ком, том, сом; зуб, суп).Логопед называет предмет, а ребёнок выкладывает перед собой названные картинки-паронимы.

   «Какие гласные спрятались в словах?»

Ребёнок на слух определяет наличия гласных в слове и выкладывает гласную букву.

 

      «Какие гласные спрятались в словах?»

 

 

 

 

 

 

v «Поезд с вагончиками»

Определить позицию звуков «С», «Сь» в слове- картинке

 

 

v «Покажи цифрой сколько в слове слогов»

Ребёнок считаетколичество слогов в слове и поднимает карточку с соответствующей цифро

 

  «Исправь предложение, подбери схему»

Логопед говорит предложение, дети исправляют его и подбирают к нему нужную схему.

 

 

v «Исправь предложение, подбери схему» 

 

  v «Звуковой светофор» Логопед показывает картинки, дети определяют первый звук: если звук гласный показывают красный сигнал, если твёрдый согласный – синий, если мягкий согласный – зелёный.

 

«Подбери звуковую схему»Дети соединяют каждую картинку со звуковой схемой, которая подходит к названию изображённого предмета

 

                                                

                             

 

                                                Неделя здоровья

                                                                                                                    

 

" Нормы речевого поведения".

 

 

Все родители с огромным нетерпением ожидают первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один из важнейших

показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказано, а что же дальше? Что должен уметь ребёнок в

2-4 года, 5-6 лет? Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что

малыш должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития. 

     К 1,5-2 годам ребёнок может говорить примерно 50-70 слов, в основном это - существительные: названия игрушек и предметов

ближайшего окружения; имена; наречия "здесь" и "сейчас"; прилагательные "большой" и "маленький", реже - глаголы, личные местоимения. 
На втором году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [о], [и]; звуки [э], [ы] могут заменять

созвучием [йэ]. Некоторые согласные малыши заменяют более простыми, доступными, искажают звуки или вовсе их не произносят. Их речь

изобилует мягкими согласными [т'], [д'], [с'], [з']. В этом возрасте возможно упрощенное произношение слов, например, укорачивание или назы-

вание слога, чаще всего ударного или первого: "ко" или "моко" вместо молоко. К двум годам в речи крохи должны появиться простые предложения,

просьбы: "Мама, дай мяч. Мишка, сиди тут. Хочу пить сок!". 

 

      К 3 годам ребёнок задает много вопросов, сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает маленькие стишки и песенки, потешки и

 считалки. К этому возрасту обычно он правильно произносит гласные и согласные звуки ([б], [б’], [п], [п’], [м], [м’], [т], [т’], [н], [н’], [к], [к’], [г], [г’], [в],

 [в’], [ф], [ф’]). Дети 3-х лет уже говорят развернутыми предложениями.

      К 4 годам малыш правильно произносит свистящие звуки: [с], [с’], [з], [з’], использует в речи сложноподчиненные предложения: "Я люблю

рисовать красками, потому что они разноцветные", рассказывает о том, что видел на прогулке, что ему прочитали.

     К 5 годам большинство детей усваивают и правильно произносят шипящие звуки [ш], [ж], [л], [р], [р’], отчетливо выговаривают

многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Ребенок в этом возрасте почти не допускает в речи грамматических ошибок, может

 связно рассказать о том, что изображено на картинке или серии картинок. Высказывания становятся достаточно пространными, улавливается определен-

ная логика изложения. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.

    В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок. Наиболее яркой характеристикой этого возраста является активное освоение им построения разных типов текстов. Ребенок осваивает форму монолога. Речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Совершенствование грамматического строя напрямую зависит от развития связной речи.

 

 

  "Рекомендации  для  родителей"

 Чистая, правильная речь ребенка является одним из важнейших условий        

                                         его всестороннего развития.

          Чем богаче словарный запас ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и полноценные отношения со сверстниками

           и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различ-

ные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

·                    Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком, то обидите его, и ребенок может потерять к вам доверие.

·                    Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и так далее).

·                    Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте ребенку полезные поручения. Благодарите ребенка за помощь.

·                    Для развития речи очень важно не только развивать произносительные навыки, но и совершенствовать умение ребенка понимать смысл речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. По дороге или придя домой, обсуждайте с малышом то, как прошел его день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.

·                    Помните о том, что слушая вашу речь, ребенок впитывает информацию об окружающем мире. Поэтому стилем вашего общения с ребен-

ком должно стать не просто обозначение какого-то явления или предмета, а детальное его описание.

·                    Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.

·                    И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу.

Дата последнего обновления страницы 10.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения