Рада приветствовать Вас на своей страничке!
Здесь вы сможете познакомиться с работой учителя-дефектолога, найти полезные советы, статьи и другой образовательный материал для успешного речевого развития ребенка.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка
за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский.
Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории -
Гетманская Ирина Юрьевна
Педагогический стаж: 26 лет
Образование: высшее, окончила «Астраханский государственный университет»,2007 год,
Специальность: «Специальная дошкольная педагогика и психология»
Квалификация: «Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии»
Педагогическое кредо:
«Прими ребёнка таким, каков он есть, и постарайся ему помочь стать лучше»
Я учитель-дефектолог, работающий с детьми дошкольного возраста
На сегодняшний день проблемы нарушения речи у детей дошкольного возраста являются одной из наиболее актуальных проблем в современной педагогике. Всем известно, что хорошая речь является важнейшим условием всестороннего и полноценного развития ребёнка.
Цель создания страницы на сайте - привлечение родителей и педагогов к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста и профилактике нарушений у детей дошкольного возраста.
Буду рада, если Вы сможете найти здесь интересную и полезную информацию
Тематический вечер, посвящённый «Международному дню родного языка»
21 февраля в старшей группе «Ягодки» был проведен тематический вечер с детьми и родителями, посвящённый «Международному дню родного языка». Воспитатели группы рассказали детям о том, что у каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и язык, познакомили с понятием «родной язык».
Родители представили национальные костюмы, поприветствовали детей на русском, казахском, кумыкском, азербайджанском языках. Ребята узнали, что Россия – это большая страна, в которой живут люди разных национальностей, имеющие свой язык. Но объединяет всех русский язык – родной для всех жителей нашей страны.
Для того чтобы убедиться в многообразии, богатстве русского языка, учитель-дефектолог провела с детьми игры «Отгадай загадку», «Звуковой поезд», «Подарки для мышат», «Из какой книги сказочный герой», «Пословица недаром молвиться», весело и задорно дети с родителями и педагогами играли в хороводную игру «Ниточка за иголочкой».
В игровой форме дошкольники узнали много нового и интересного. Мероприятие прошло в тёплой, уютной атмосфере и закончилось чаепитием с вкусными национальными блюдами.
Подобные мероприятия – повышают интерес мальчишек и девчонок к культуре своего народа, а также расширяют и углубляют их знания о родном языке, о своей Родине.
Артикуляционная гимнастика:
С днем дефектолога!
19 ноября ежегодно отмечается «Международный день дефектолога» — профессиональный праздник специалистов психолого-педагогического сопровождения.
Дошкольный период детства – важнейший период в жизни каждого человека. В это время маленький человек знакомиться с окружающим миром, делает первые открытия, ищет ответы на многочисленные вопросы «почему», «зачем» и «как», получает первые необходимые знания. Но иногда бывает, что в силу индивидуальных особенностей ребенка, познавать окружающий мир малышу гораздо сложнее. И вот тогда на помощь ему приходят учителя-дефектологи. Это специалисты – помощники в развитии детей.
Работая в детском саду учителем-дефектологом, оказываю консультационную помощь родителям и помогаю детям. Одним из важнейших направлений своей работы является своевременная квалифицированная помощь дошкольникам с нарушением речи, создание адаптивной развивающей среды для детей, позволяющей в системе осуществлять многофункциональный, комплексный подход для коррекции и развития детей.
В преддверии праздника «День дефектолога» 17 ноября в нашем детском саду прошёл интересно и с пользой для детей. Учитель-дефектолог Гетманская Ирина Юрьевна, провела открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для педагогов детского сада. Дети с большим интересом приняли участие в выполнении заданий на занятии. Ведь оттого, как ребёнок освоит основы грамоты, зависят его успехи при обучении в школе. И в завершении путешествия в мир звуков дети группы «Ромашки» поздравили учителя-дефектолога и сделали открытки своими руками.
Детей не просто воспитать!
Тут нужен труд, тепло, внимание!
Здесь мало просто много знать,
Важна не должность, а призвание!
Консультация с педагогами ДОУ на тему: «Нетрадиционный подход к речевому развитию детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»
В соответствии с планом МКДОУ «Детский сад № 4 МО «Ахтубинский район» 9 ноября в рамках образовательного учреждения была проведена консультация учителем-дефектологом Гетманской И.Ю. для педагогов детского сада.
Основной целью консультации было повышение педагогической компетенции педагогов ДОУ к нетрадиционному подходу в вопросах развития речи детей в разных видах деятельности.
На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Однако, один из основных залогов успешного обучения детей - является использование в играх занимательного игрового материала.
Поэтому наряду с использованием традиционных методов обучения детей Ирина Юрьевна предложила использовать в практике нетрадиционные методы и приёмы, такие как:
ТРИЗ - технологии;
Синквейн;
Мнемотаблицы;
Кинезиологические упражнения;
Биоэнергопластику;
Самомассаж;
Фразовый конструктор;
Игры с фонариком;
Нетрадиционную технику рисования;
Арт-терапию;
Песочную терапию;
Конструктор ЛЕГО;
Лэпбук.
В конце консультации педагоги сделали вывод, что применяя разные формы и приёмы организации образовательного процесса, мы решаем главную цель работы с детьми - учим их поддерживать беседу, устанавливать контакт, передавать информацию, пересказывать смешную историю и т. д. Именно в процессе общения происходит становление ребёнка как личности, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.
Использование разнообразных нетрадиционных методов и приёмов поддерживают познавательную активность детей, повышают эффективность освоения программного материала, предотвращают утомление.
Как показала практика, нетрадиционные методы и приёмы являются перспективными в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи.
«Логопедическая ритмика или развитие речи с помощью движений»
С каждым годом растёт количество детей с различными нарушениями речи. Поэтому необходимо искать новые, эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Учитывая это, в нашем детском саду организованы занятия по логоритмике. В 2023-2024 учебном году их посещают дети старших и подготовительных групп. Учитель-дефектолог Гетманская И.Ю. и музыкальный руководитель Кошиль О.Г. проводят занятия один раз в неделю по средам.
Основополагающий принцип проведения занятий - взаимосвязь речи, музыки и движения.
Педагоги в логоритмические занятия включают следующие элементы:
Чистоговорки;
Пальчиковую и дыхательную гимнастику;
Фонопедические упражнения;
Песни и стихи;
Музыкальные игры;
Артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики;
Упражнения самомассажа;
Упражнения на релаксацию.
Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы.
В результате проведения логоритмических упражнений у большинства детей наблюдается положительная динамика, улучшилась моторика рук, координация речи с движением, формируется плавный выдох, совершенствуются движения органов артикуляции. Занятия по логоритмике очень важны для каждого ребёнка.
Это весело и интересно!
Отчёт о проведении родительского собрания
в старшей группе
В группе «Ягодки» прошло родительское собрание, на котором была освещена важная тема: «Специфика, особенности, роль семьи в преодолении речевых нарушений». Гетманская И.Ю., учитель-дефектолог, поделилась ценными советами и знаниями о том, как родители могут помочь своим детям преодолеть речевые нарушения. Познакомила родителей с задачами развития речи на новый учебный год.
В начале родительского собрания было проведено упражнение «Мамина рука».
Потребность в родительской любви самая сильная. Ведь дети – самое дорогое, что есть в жизни родителей. Мамы обвели свою ладонь и написали имя своего ребёнка, расшифровав буквы имени, отметив качества характера своего ребёнка. А в центре ладошки приклеили символ – кем является ребёнок в семье. Эти подарки были вручены ребятам на первом занятии. Дети были рады получить нежные и добрые ладошки мамы с тёплыми словами.
Ирина Юрьевна, рассказала об особенностях образовательного процесса в ДОУ, что с 1 сентября начали работать по адаптированной образовательной программе ДО разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ТНР.
Одним из главных аспектов, на который обратила внимание, является формирование правильного отношения к речевым нарушениям у ребенка. Рекомендовала родителям ненавязчиво исправлять неправильное произношение. Поощрять и поддерживать детей, помогая им постепенно улучшать свою речь.
Для родителей учитель-дефектолог подготовила буклет «Что такое ОНР 2 уровень речевого развития», были проведены игры на развитие фонематического слуха «Поймай звук», «Повтори ряд слогов в том же порядке», «Твёрдый – мягкий»
Конечно же, именно сотрудничество учителя – дефектолога,
воспитателей и родителей определяет успешность всей коррекционной работы и способствует скорейшему преодолению речевых нарушений, а также позволяет родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей.
Поэтому было принято решение на дальнейшее сотрудничество и взаимопонимание.
Отчёт
о проведении мастер – класса
на районном методическом объединении учителей-логопедов
В рамках районной августовской конференции учителей-логопедов Гетманской И.Ю. был проведён мастер-класс на тему: «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».
Цель данного мероприятия: повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ в процессе активного взаимодействия по освоению нетрадиционной педагогической технологии.
Как оказалось, все слышали это загадочное слово, но в своей работе его не использовали. И во время мастер-класса логопеды имели возможность познакомиться с принципами составления Синквейна, понять актуальность его использования. Была показана презентация и практический материал в форме альбомов и карточек на 3 периода обучения по всем лексическим темам. Были представлены варианты работы с детьми по составлению Синквейна и использования с воспитателями или родителями в форме рефлексии, в конце педсовета или родительского собрания.
После теоретической части, которая вызвала оживленную дискуссию, учителя-логопеды имели возможность сами составить Синквейн, для это им была предложена тема.
В конце мастер-класса логопеды остались под впечатлением легкости составления Синквейна, и убедились, что его составление требует взаимодействия всех психических процессов (а именно мышления, внимания, памяти, воображения), которые связаны с познавательным и речевым развитием, и что это инновационная технология может с успехом применяться в дошкольном детстве.
Отчёт о проведении интеллектуальной игры
«Умники и умницы -2023»
16 мая в рамках образовательного учреждения МКДОУ «Детский сад № 4 МО «Ахтубинский район» прошла интеллектуальная игра «Умники и умницы», в которой приняли участие выпускники подготовительных к школе групп «Аленький цветочек» и «Солнышко». В команду «Умники» вошли дети: Попова Даша, Ан Полина, Голодяевская Вика, Болтенко Вероника, Гриценко Марсель, Коробка Денис.
Целью конкурса было: активизация участия дошкольников с ОВЗ в интеллектуальных играх.
В ходе мероприятия решались следующие задачи: развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья познавательного интереса, их поддержка и поощрение, развитие устойчивого внимания, слухового восприятия, памяти, пространственного воображения, умение работать в команде.
Оценивало конкурс компетентное жюри в лице заведующей ДОУ Канубриковой Ю.Г, учителя-логопеда Лизиной А.Н. и педагога –психолога Остапенко С.И..
В игре приняли участие команды «Умники» и «Знайки».
Были приготовлены для ребят интересные задания и вопросы, отвечая на которые дети смогли продемонстрировать свои знания по нескольким образовательным областям: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Во время игры участники команды «Умники» продемонстрировали умение работать в команде, прислушиваться к мнению товарищей при выборе правильного ответа, обосновывать свои ответы и доказывать свою точку зрения.
Все конкурсанты показали высокий уровень знаний, были активны, на протяжении всей игры ощущалась поддержка и взаимопонимание между детьми. Дети обеих команд получили заряд уверенности в себе, смогли проявить интерес к познавательной деятельности.
Мероприятие прошло в дружеской и позитивной атмосфере. Но, как в любой игре, были победители и побеждённые. Участники игры были награждены грамотами, сладкими подарками и аплодисментами.
Поздравляем участников, желаем новых побед и достижений!
Отчёт о проведении родительского собрания
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит, среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток,
И восклицать:
- О! Как же ты красива.
1 марта в средней группе «Ягодки» было проведено родительское собрание на тему «Развитие связной речи детей в детском саду и дома как средство повышения родительской компетенции».
Одной из основных задач по развитию речи является развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребёнка: правильность звукопроизношения, богатство словарного запаса, владение грамматическими нормами речи, её образность и выразительность.
Воспитатели группы Шиянова О. В., Бондарева Т.П. и учитель-дефектолог Гетманская И.Ю. обсудили с родителями, какие задачи должны решаться по развитию речи и какую роль в развитии связной речи ребенка имеет семья.
Учитель - дефектолог Гетманская И.Ю. провела с родителями творческие игры по развитию связной речи. Эти игры могли бы быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня. Они стимулируют речевую активность детей, пополняют и расширяют словарь, чтобы дети в свободном общении с родителями могли излагали свои впечатления. Родителей заинтересовали советы по развитию связной речи, которые были даны в ходе блиц – опроса.
В конце встречи родителям была предложена памятка «Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста в условиях семьи».
Родители поделились своими впечатлениями о проведённом мероприятии.