МБДОУ 

"ДЕТСКИЙ САД   № 4

МО " АХТУБИНСКИЙ РАЙОН"    

 

 

Глазничок

 

 

 

   «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка

за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский.

  

Учитель-дефектолог первой квалификационной категории -

Гетманская Ирина Юрьевна

 

Педагогический стаж: 22 года

 Образование: высшее, окончила «Астраханский государственный университет»,2007 год,

Специальность: «Специальная дошкольная педагогика и психология»

Квалификация: «Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии»

Курсы повышения квалификации:

1.    «Коррекционно – педагогическая работа по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения» (№ 17-35619, 2017 г.)

2.    «Основы медицинский знаний и обучение оказанию первой помощи в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (№ ПК-15-100ФМ17, 2017 г.)

3.    «Педагогика и методика дополнительного образования детей и взрослых (№ ППК-2247, 2018 г.)

Хобби: Цветоводство – коллекционирую фиалки

Педагогическое кредо:

«Прими ребёнка таким, каков он есть, и постарайся ему помочь стать лучше»

Методическая тема:

«Здоровьесберегающие технологии используемые в работе с детьми с нарушением зрения»

    Как известно, зрение играет важную роль при ориентации человека в окружающей действительности и осуществлении многих сторон его жизнедеятельности. В связи с этим знание особенностей нарушения зрения позволяет понять, какие трудности могут возникать при тех или иных глазных заболеваниях.

          За последнее время получила значительное распространение миопия (близорукость), кроме того, существует гиперметропия (дальнозоркость) и астигматизм. Среди других глазных патологий следует назвать катаракту, атрофию зрительных нервов, глаукому, ретинопатию и др. Значительную группу детей охватывает такое заболевание, как косоглазие и амблиопия.

         Понимание структуры зрительного дефекта позволяет организовать не только соответствующую медицинскую помощь, но и правильно осуществлять психолого - педагогическую коррекционную работу. Но при этом необходимо знать и систему лечения зрения детей, с тем, чтобы способствовать активизации и упражнению нарушенных функций зрения. Зрительный дефект обусловливает ход психического развития ребенка при отсутствии специального обучения и воспитания, то есть коррекционных методов и средств помощи. Без этого дефект у ребенка может привести к целому ряду вторичных отклонений, сдерживающих процесс социальной адаптации и интеграции детей с нарушением зрения.

 

Задачи программы:

  • формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;
  • комплексный психолого-педагогический подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;
  • дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, наглядных пособий, тифлотехники, методики индивидуально-подгруппового обучения;
  • система работы по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и социально-бытовой адаптации детей с нарушением зрения;
  • обеспечение оптимальных условий при выполнении заданий (дозированная зрительная нагрузка, хорошая освещенность рабочего места, размещение пособий и т.д.);
  • развитие всех психических (познавательных) процессов;
  • развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций;
  • формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;
  • формирование у детей эмоционально-волевых, личностных качеств, навыков социально-адаптивного поведения

 


 

 

 


 

  

"Здоровьесберегающие технологии"

 

 

      Здоровый ребёнок – это счастье родителей. Каждый родитель желает видеть своего малыша, стоящего на пороге школы, здоровым, целеустремленным, самостоятельным и успешным. Однако, родители, не владея в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка со зрительной патологией, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В особом развитии, воспитании и обучении нуждаются дети со зрительной депривацией. Весь учебно-коррекционный процесс направлен на коррекцию зрения, развития компенсаторных навыков и особое внимание уделяется здороьесберегающим аспектам.

В 2018-2019 учебном году я продолжила работу над темой самообразования: «Здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения»

      В нашем ДОУ создана единое здоровьесберегающее пространство развития ребёнка, которое поддерживает и детский сад и семью. Главным принципом в совместной работе с родителями, педагогами  является принцип индивидуального подхода к каждой семье, к каждому ребёнку со зрительной депривацией. Работа по здоровьесбережению успешно ведётся в следующих направлениях:

·        лечебно-восстановительное;

·        коррекционно-развивающий процесс в ДОУ;

·        просвещение сотрудников;

·        консультирование родителей.

        Несомненно важна значимость всех направлений  коррекционно-развивающего процесса в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией.

Учитывая требования коррекционной программы,  важно:

O обеспечить возможность каждого ребёнка с нарушением зрения получать офтальмологическое лечение;

O предупреждать ухудшение состояния зрения ребёнка (по рекомендации врача-офтальмолога);

O сочетать задачи коррекционно-педагогической работы с рекомендациями медицинских специалистов;

O специалистам владеть информацией о результате исследования врача офтальмолога, знать остроту зрения ребёнка, дни назначения окклюзий, т.к. при заклеивании одного здорового глаза ребёнок может оказаться в состоянии слепого с остаточным зрением или слабовидящим;

O знать данные детям рекомендации по лечению (в том числе по ношению очков) и следить за их выполнением;

O соблюдать режим зрительных нагрузок;

O проводить на всех занятиях гимнастику для снятия зрительного утомления и физкультурные паузы;

O оптимально использовать наглядные пособия;

O применять специальные методы обучения;

O научить детей самокоррекции .

      Здоровьесбережение  проходит красной нитью через весь коррекционно-развивающий процесс. В своей работе совместно с педагогами особое внимание уделяем требованиям к наглядно-демонстративному материалу: форма, размер, цвет,  цветонасыщенность, фон, четкие структурные элементы, количество изображаемых объектов и т.д.

      Для зрительного восприятия благоприятны такие условия:

O достаточная освещенность помещения (дополнительная подсветка);

O удобное размещение детей за столами (с учётом диагнозов, окклюзии);

O расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии;

O соответствующая длительность зрительных нагрузок;

O организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения;

O дозировка физической нагрузки в соответствии с диагнозом.

       Таким образом,  использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми со зрительной депривацией помогают сохранять и укреплять здоровье наших воспитанников.

 

  

«Развитие зрительной памяти  и её коррекция у дошкольников»

(семинар-практикум для воспитателей и специалистов)

 

В дошкольном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Общеизвестно, что хорошо развитая зрительная память является гарантией школьной успеваемости.

Мои наблюдения показали, что недостаточно сформированная зрительная память не только отрицательно влияет на общий уровень успеваемости ребенка, но и может вызвать определенные трудности письма:

  • ·        трудности формирования зрительного образа буквы;

  • ·        трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента;

  • ·        ошибки в пространственном расположении элементов букв;

  •  нарушение строки, неверное написание элементов букв, замены и перестановка букв;

Таким образом, эффективность обучения дошкольников существенно зависит от развития зрительной памяти. Для того чтобы дети постепенно овладели техникой зрительной памяти, необходимо использовать игры и упражнения. С этой целью был проведен семинар – практикум с педагогами в ДОУ. В целях совершенствования зрительной памяти у детей дошкольного возраста были предложены различные виды игр и упражнений для ознакомления и внедрения педагогами в образовательный процесс.

 

 

      

Праздник «Международный день грамотности»

«Путешествие в страну грамматика»

 

Грамотность - истинный праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя количество грамотных людей в мире до четырех миллиардов. Однако, грамотность для всех - детей, молодежи и взрослых - еще не до конца достигнутая цель.

Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с ребенком следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки. У большинства детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста имеются речевые нарушения. Речевые нарушения в совокупности со зрительным дефектом обусловливают неподготовленность детей к обучению чтению, письму, могут являться причиной школьной дезадаптации, снижения учебной мотивации. Дети с нарушением зрения входят в группу риска по возникновению дислексических и дисграфических расстройств из-за выявления у них ряда симптомов, характерных для детей с дислексией, дисграфией:

- Нарушение прослеживающих движений глаз и фиксации объектов.

- Недостаточность зрительно-пространственной ориентировки.

- Трудность овладения пространственно-временными значениями и их вербализацией.

- Несовершенство зрительно-моторной координации.

Исходя из вышесказанного, актуальным является вопрос профилактики нарушений чтения и письма дошкольников со зрительными нарушениями и специфики в обучении грамоте таких детей.

Воспитанники старшей - подготовительной группы с ФРЗ вместе с учителем – дефектологом  Гетманской И.Ю., воспитателем Кожечкиной С.Н. и музыкальным руководителем Рюминой Д.Ю. путешествовали в страну «Грамотейка».

 

 

Педагогический совет

Тема: «Взаимодействие с родителями по вопросу здоровьесбережения дошкольников»

Выступление на педагогическом совете по теме:  «Зрительная гимнастика в ДОУ»

Зрительная гимнастика — одно из эффективных средств профилактики заболеваний глаз, а также коррекции уже имеющихся проблем. В детском саду она относится к современным здоровьесберегающим технологиям (наряду с динамическими паузами, самомассажем, дыхательной гимнастикой и пр.).

В дошкольном учреждении гимнастика для глаз имеет обучающее значение. Выполняя зрительные упражнения, дети учатся ориентироваться в пространстве: закрепляют понятия «право» и «лево», «верх» и «низ», «поворот». Помимо этого, проведение зрительной гимнастики способствует развитию связной речи, обогащению словаря, закреплению знакомых понятий об устройстве окружающего мира. На педагогическом совете, который проходил в форме круглого стола, педагоги и родители, обсуждали важность применения здоровьесберегающих технологий не только в детском саду, но и дома. Встреча прошла в нетрадиционной форме, это позволило родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами.

 

Отчёт о проведении викторины «Земля наш общий дом»

          

В преддверии праздника «День Земли» в нашем детском саду прошла викторина «Земля наш общий дом».

         В рамках праздничного мероприятия, ребята, вместе с родителями были приглашены на «День рождения Земли».

        Викторина «Земля наш общий дом» готовилась учителем – дефектологом Гетманской И.Ю. и музыкальным руководителем Рюминой Д.Ю. Мы педагоги понимаем и воспитываем у дошкольников бережное отношение ко всему живому вокруг, учим видеть красоту природы и воспринимать полноту окружающего мира.

Дети, участвовавшие в викторине, имеют различные нарушения зрения, и поэтому моя задача как учителя-дефектолога состоит в том, чтобы через игровые образы передать полное видение прекрасного. Познавательные игры, загадки, пословицы и тематическая презентация дали возможность маленьким жителям познать красоту нашей планеты, животного и растительного мира.

        Главной задачей мероприятия в нашем детском саду, проходившего в этот день, было привлечь внимание дошкольников и их родителей к проблемам окружающей среды и развивать у детей зрительное восприятие,  зрительно-моторную координацию.

       Этот день помог ребятам открыть новые знания и приобрести понимание бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

 

 

Отчет о проведении мероприятия.

Викторина «Необыкновенное путешествие в сказочную страну Книги»

Цель:

- использовать сказкотерапию как здоровье сберегающую технологию в домашних условиях;

– вспомнить как можно больше сказок, их авторов и героев, а ещё больше приобщиться к чтению  -  выяснить, какие сказки,  и каких сказочных героев знают дети;

- развивать зрительное восприятие;

 - способствовать развитию речи детей, воображения, образного мышления, визуального восприятия, памяти;

 -   расширить кругозор детей; содействовать сплочению коллектива, умению работать в команде;

   -  воспитывать любовь к чтению художественной литературы.

Предварительная работа: чтение детям сказок: "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Гуси - лебеди", "Заюшкина избушка", Бычок - смоляной бочок", "Три медведя", "Дюймовочка", "Красная шапочка» и др., разучивание пословиц и поговорок, рассматривание волшебных предметов из сказок.

Атрибуты и оформление:  иллюстрации любимых сказочных персонажей, веселая музыка,  волшебные предметы, зрительные ориентиры, выставка - книги сказок, волшебный мешочек, игра «Разрезные картинки», «Лабиринты», фишки.

 

Сказка по лесу идёт -
Сказку за руку ведёт,
Сказка-умница и прелесть,
С нами рядышком живет.

         Мы все с детства любим сказки. Слушая и читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса, где добро всегда побеждает зло.

         Сказка одно из первых литературных произведений в жизни ребёнка. Через сказку ребёнок познает окружающий мир и находит ответы на многие вопрос, развивает мышление и фантазию. Сказка оказывает своего рода терапевтическое действие на сознание ребёнка и помогает ему находить решение его маленьких проблем.

         А вот, на сколько хорошо сказки знают ребята старшей - подготовительной группы, мы узнали в ходе литературной викторины «Необыкновенное путешествие в сказочную страну Книги», которая прошла в нашем детском саду 30 ноября в группе «Сказка». Участники викторины были разделены на две команды.  Для начала нашим командам необходимо было отгадать загадки о сказках, сказочных героях. И обе команды с легкостью справились с этим заданием. Дети вместе с учителем – дефектологом Гетманской И.Ю.и воспитателями Кожечкиной С.Н. и Бектеновой А.С. совершили увлекательное путешествие в мир сказок:  угадывали героев,  название сказкок по описанию, составляли сказку из частей, играли в игру «Волшебный мешочек», где по волшебным предметам угадывали героев сказок. Затем ребята играли в сказочное лото, и угадывали по первому слову полное название сказки, вспоминали пословицы о сказках и книгах. Вместе с родителями распутывали лабиринты, по иллюстрации сказки угадывали писателя сказочника.

            Мероприятие прошло  весело и азартно. Соблюдая правила игры, участники стремились набрать как можно больше баллов. 

      В целом литературная викторина проходила очень интересно и с задором. Конечно же, проигравших  команд не было - победила дружба.

В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!

 

 

Неделя здоровья

 

 

Дата последнего обновления страницы 16.10.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»